Что делать если Вы решили принять ребенка в семью
Шаг 1
Определить, какая форма семейного устройства ребенка лучше всего отвечает вашей личной или семейной ситуации.
Общефедеральные формы
Усыновление (удочерение)
• Усыновление утверждается решением суда по месту нахождения ребенка.
• Ребенок становится полноправным членом семьи. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения.
• Тайна усыновления охраняется законом.
• Государство не оказывает никакой помощи и не участвует в жизни семьи после усыновления, за исключением общедоступных форм социальной поддержки (послеродовой отпуск и пр.).
Опека (попечительство)
• Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка.
• Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несет полную ответственность за ребенка, тем не менее, существуют и ограничения: биологические родители имеют право навещать ребенка, подопечный ребенок может быть усыновлен третьими лицами либо возвращен родителям, опекун не вправе присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения.
• Так как с точки зрения семейного законодательства по своей функции опекун - это скорее родитель, чем профессиональный воспитатель, c 2008 года было официально закреплено общее правило "один опекун - один ребенок", кроме случаев кровного родства между детьми. Труд опекуна не оплачивается, однако опекун получает ежемесячные выплаты на содержание ребенка. При необходимости по достижении подопечным совершеннолетия ему выделяется жилье. Органы опеки регулярно контролируют условиями содержания, воспитания и образования ребенка.
Приемная семья
• Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на определенный срок.
• Обычно в приемную семью передают детей, которых юридически или фактически сложно передать на усыновление (в силу проблем со статусом, возрастом и пр.). Биологические родители имеют право навещать ребенка, ребенок может быть изъят из приемной семьи, усыновлен третьими лицами.
• Приемный родитель - это скорее профессиональный воспитатель, поэтому в отличие от опеки общее количество детей, включая воспитанников, может достигать 8 человек. В приемной семье один или оба родителя наделены полномочиями опекунов ребенка/детей вплоть до его/их совершеннолетия, получают пособие на его содержание, зарплату за его воспитание и не состоят с ним в алиментных отношениях.
Временная передача детей
(или "гостевой режим", режим "выходного дня")
• Временная передача ребенка в семью не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации детдома.
• Временная передача ребенка в семью осуществляется на срок не более чем один месяц, который лишь в исключительных обстоятельствах может быть продлен до трех месяцев.
• Возраст, с которого возможна временная передача ребенка, определяется администрацией детской организации, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка. При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка.
• Семьи, принимающие ребенка на гостевой режим, получают продукты и одежду на ребенка по нормам питания для воспитанников детдома.
Региональные формы
Патронат
• Как региональная (а не общефедеральная) форма семейного устройства, патронат может не существовать в некоторых регионах РФ, и, даже если он существует, то его конкретные правила утверждаются каждым субъектом РФ самостоятельно.
• Как правило, патронат устанавливается на основании договора между патронатным воспитателем и патронатной службой воспитательного учреждения. Воспитатель принимается в штат воспитательного учреждения.
• Обычно под патронат передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья. Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя, передан на усыновление, возвращен биологическим родителям. Общение ребенка с биологическими родственниками, как правило, обязательно.
• В патронатной семье один из родителей имеет статус патронатного воспитателя, является сотрудников учреждения для детей-сирот, на время пребывания ребенка в семье разделяет ответственность за его воспитание с опекуном, которым остается директор детского учреждения; патронатный воспитатель получает пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание.
Шаг 2
Получить в органе опеки и попечительства по вашему месту жительства заключение о возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем. Это своеобразный «паспорт», который дает Вам право получать сведения обо всех детях, оставшихся без попечения родителей, на территории России, и выбирать того (тех), с кем хотелось бы познакомиться лично.
Кто может быть кандидатом:
- В усыновители
Требования к кандидатам в усыновители перечислены в статье 127 Семейного Кодекса РФ. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица любого пола, за исключением:
(а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
(б) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным (если усыновляют оба супруга);
(в) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
(г) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
(д) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
(е) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации;
(ж) лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
Важно отметить, что данное требование не распространяется на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка. В остальных случаях только суд вправе отступить от требований данного пункта при вынесении решения об усыновлении ребенка - с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.
(з) лиц, не имеющих постоянного места жительства;
(и) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
(к) лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
(л) лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;
Важно отметить, что данное требование не распространяется на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка. В остальных случаях только суд вправе отступить от требований данного пункта при вынесении решения об усыновлении - и с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.
(м) лиц, не прошедших психолого-педагогической и правовой подготовки согласно п. 4 ст. 127 Семейного кодекса РФ. Такая подготовка осуществляется по программе и в порядке, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
Важно отметить, что данное требование не распространяется на близких родственников ребенка и на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка, а также на кандидатов, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено.
Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее 16 лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. Обратите внимание, что в отношении супружеской пары это ограничение не действует.
Согласно п. 6 Правил передачи детей на усыновления (удочерение), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 275, кандидаты в усыновители должны представить следующие документы:
1. краткую автобиографию;
2. справку с места работы с указанием должности и заработной платы либо копию декларации о доходах;
3. копию финансового лицевого счета и выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или свидетельство о праве собственности на жилое помещение;
4. справку органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
5. медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Минздравом РФ;
6. копию свидетельства о браке (если кандидат состоит в браке);
7. копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего усыновить ребенка, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса РФ (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено). Форма свидетельства утверждается Министерством образования и науки РФ;
8. справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам (выдается Роспотребназдором РФ по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе).
Согласие супруга усыновителя формально требуется лишь на судебном этапе усыновления, но на практике органы опеки просят его предоставить уже при подаче документов на получение заключения о возможности быть усыновителем.
Обратите внимание, что между списком документов, подаваемых на получение заключения о возможности быть усыновителем, и списком документов, подаваемых на получение заключения о возможности быть опекуном, есть одно небольшое различие: кандидаты в опекуны обязаны предоставить дополнительно письменное согласие совершеннолетних членов семьи опекуна с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином;
Все вышеперечисленные документы, а также заявления о выдаче заключения о возможности быть усыновителем кандидат подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства. Их функции могут выполнять либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, либо органы местного самоуправления муниципальных образований (п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 1 ст. 6 Федерального закона РФ "Об опеке и попечительстве"). Полный перечень органов опеки и попечительства в различных регионах РФ вы найдете на сайте интернет-проекта Минобразования РФ.
Внимание! Для обращение в орган опеки за заключением не требуется никаких предварительных запросов, разрешений или иных документов! Любые подобные требования органа опеки по месту вашего жительства незаконны. Если специалист органов опеки отказывается принять документы по причинам, которые вам не объясняет или которые, по вашему мнению, незаконны, подайте документы и заявление через канцелярию или заказным письмом (подробнее о технической стороне подачи документов см. ответ на вопрос "Специалист органа опеки отказывается принимать документы..." в списке вопросов в этом подразделе).
В течение 7 календарных дней после подачи документов орган опеки и попечительства обследует жилищно-бытовые условия кандидата, составляет акт обследования жилищно-бытовых условий кандидата и - не позднее, чем через 5 рабочих дней после обследования - выдает заключение о возможности быть усыновителем, которое действует в течение 2 лет. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок с подписания отрицательно заключения. Одновременно заявителю должны быть возвращены все документы и разъяснен порядок обжалования решения (пп. 8 и 9 Правил передачи детей на усыновление, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 275).
В том случае, если кандидат предоставил все документы, кроме копии финансового лицевого счета и выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или свидетельство о праве собственности на жилое помещение и\или справки ОВД об отсутствии судимости, то согласно пп. 6(1) и 8 Правил передачи детей на усыновление срок подготовки заключения может затянуться еще на 30 дней - это тот срок, который предоставлен органам опеки и попечительства для запроса этих недостающих документов в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия. Для направления запросов о предоставлении этих документов кандидат должен предоставить в орган опеки и попечительства письменное согласие гражданина на обработку его персональных данных (п. 23.2 Административного регламента, утв. Приказом МВД РФ № 1121).
- опекуны или приемные родители
Cогласно ст. 35 ГК РФ, ст. 146 Семейного Кодекса РФ и ст. 153 Семейного Кодекса РФ опекунами\приемными родителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица, за исключением:
• лиц, лишенных родительских прав;
• лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
• лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
• лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного Кодекса РФ (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).
Правительством РФ установлен закрытый перечень документов, предоставляемых кандидатами в опекуны или приемные родители. В частности, кандидаты представляют в орган опеки и попечительства по месту жительства паспорт, а также следующие документы (пп. 4-6 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями или принять детей в семью на иных основаниях, утв. Постановлением Правительства РФ № 423, - далее "Правила подбора кандидатов в опекуны"):
а) заявление с просьбой о назначении его опекуном\приемным родителем;
б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда РФ или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение);
в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;
г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном\приемным родителем, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан; в случае если этот документ не был представлен гражданином самостоятельно, он запрашивается органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия. Для направления запросов о предоставлении этих документов кандидат должен предоставить в орган опеки и попечительства письменное согласие гражданина на обработку его персональных данных (п. 23.2 Административного регламента, утв. Приказом МВД РФ № 1121).
д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном\приемным родителем, выданное в порядке, устанавливаемом Минздравсоцразвития РФ;
е) копия свидетельства о браке (если кандидат состоит в браке);
ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном\приемным родителем, на прием ребенка (детей) в семью;
з) справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются органами Роспотребнадзора по запросу органа опеки на безвозмездной основе);
и) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном\приемным родителем;
к) автобиография.
Документы, предусмотренные подпунктами "б" - "г" и "з" (т.е. справка с места работы, выписка из домовой книги, справка об отсутствии судимости и справка о соответствии жилья кандидата сантехническим нормам) принимаются органом опеки в течение одного года со дня их выдачи, а медзаключение по подпункту "д" - в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Перед подачей любых оригиналов документов в органы опеки (особенно если их непросто получить) желательно снять с них копии, а в идеальном варианте - еще и нотариально заверить.
► Важно отметить, что список документов, подаваемых на получение заключения о возможности быть усыновителем, и список документов, подаваемых на получение заключения о возможности быть опекуном (или приемным родителем), различаются в том смысле, что кандидаты в опекуны\приемные родители обязаны предоставить дополнительно согласие совершеннолетних членов семьи на прием ребенка согласно подпункту "ж" выше.
Все документы кандидат подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства. С 2008 года функции органов опеки и попечительства выполняют либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, либо органы местного самоуправления муниципальных образований (п. 1 ст. 34 ГК РФ и п.1 ст. 6 Федерального закона РФ "Об опеке и попечительстве"). Полный перечень органов опеки и попечительства в различных регионах РФ вы найдете на сайте интернет-проекта Минобразования РФ.
Процедура общения кандидата в опекуны с органами опеки детально прописана в Правилах подбора кандидатов в опекуны, принятых во исполнение нового Федерального закона РФ "Об опеке и попечительстве" 2008 года. В частности, в пп. 8 и 9 этих Правил устанавливается, что в течение 15 дней со дня представления документов, перечисленных выше, и на основании акта обследования жилья кандидата орган опеки и попечительства либо выдает заключение о возможности гражданина быть опекуном\приемным родителем, либо принимает решение о невозможности гражданина быть опекуном\приемным родителем с указанием причин отказа. Заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном\приемным родителем направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.
(Интересно отметить, что орган опеки несет ответственность за вред, причиненный личности или имуществу подопечного вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения им обязанности по назначению опекуна (п. 8 ст. 11 ФЗ РФ "Об опеке и попечительстве"). Под вредом в данном случае следует понимать и физические или нравственные страдания ребенка. На практике, конечно, компенсация подобного вреда проблематична, но вот напоминание сотруднику опеки о таком положении закона может помочь ускорить дело. Возмещение вреда, причиненного проволочками самому кандидату в опекуны, в законодательством не предусмотрено).
Обследование условий жизни кандидата производится в течение 7 дней со дня представления документов, предусмотренных Правилам, а сам акт обследования условий жизни кандидата оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни кандидата. Акт обследования оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется кандидату в течение 3 дней со дня утверждения акта, а второй хранится в органе опеки и попечительства.
Согласно п. 11 Правил подбора кандидатов в опекуны заключение о возможности гражданина быть опекуном\приемным родителем действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения кандидата не только в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, но и в любой другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Кстати, согласно п 4. ст. 6 Федерального закона РФ "Об опеке и попечительстве" органы опеки могут передавать полномочия по подбору и подготовке кандидатов иным образовательным, медицинским, социальным или общественным организациям. Порядок работы этих организаций подробно описан в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 423 в 2009 году. В частности:
• подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются организациями в соответствии с Правилами подбора, учета и подготовки граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 423 (п. 7),
• заявление кандидата и иные документы, а также акт обследования условий жизни кандидата передаются организацией в течение 7 дней со дня представления указанных документов в орган опеки для принятия решения о назначении опекуна либо об отказе в назначении опекуна (п. 7),
• подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется организациями на безвозмездной основе (п. 8).
- на "гостевой режим"
Согласно п. 9 Правил временной передачи детей (Постановление Правительства РФ № 432) временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории РФ, за исключением:
а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
б) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;
в) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
г) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
д) лиц, имеющих на момент временной передачи в их семью ребенка (детей) судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
е) лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;
ж) лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации.
В соответствии с пп. 10-11 Правил временной передачи детей (Постановление Правительства РФ № 432), чтобы получить заключение о возможности временной передачи ему ребенка, кандидат представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление по форме, утверждаемой Минобразнауки РФ, и следующие документы:
а) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);
б) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
в) выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи;
г) справка лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина инфекционных заболевания в открытой форме или психических заболеваний, наркомании, токсикомании, алкоголизма (вкратце, справка из психоневрологического и тубдиспансера), либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем), выданное лечебно-профилактическим учреждением.
Кроме перечисленных документов, кандидат вправе (но не обязан) представить иные документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители.
Все перечисленные документы кандидат подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства. С 2008 года функции органов опеки и попечительства выполняют либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, либо органы местного самоуправления муниципальных образований (п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 1. ст. 6 Федерального закона РФ "Об опеке и попечительстве"). Полный перечень органов опеки и попечительства в различных регионах РФ вы найдете на сайте интернет-проекта Минобразования РФ.
Согласно п. 12 Правил временной передачи детей орган опеки в течение 15 дней с даты получения от гражданина заявления:
• проводит проверку представленных вместе с заявлением документов
• обследует условий жизни гражданина и его семьи,
• оформляет акт обследования условий жизни гражданина, и, наконец,
• выдает заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина либо письменный отказ в его выдаче с указанием причин отказа.
Обратите внимание: даже если жилое помещение по месту жительства кандидата не является благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта либо пребывание ребенка в указанном жилом помещении создает угрозу его здоровью, физическому и нравственному развитию, орган опеки вправе оформить заключение о возможности временной передачи ребенка без пребывания в указанном жилом помещении. При этом кандидат может:
• брать ребенка в дневные часы в соответствии с распорядком дня;
• выехать с ребенком на отдых\оздоровление с размещением на территории объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, лечебно-оздоровительного и иного назначения с предъявлением туристической путевки в организацию для детей-сирот;
• пребывать с ребенком в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина.
Заключение о возможности временной передачи ребенка действительно в течение одного года с даты его подписания (п. 12 Правил временной передачи детей).
- В усыновители
Требования к кандидатам в усыновители перечислены в статье 127 Семейного Кодекса РФ. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица любого пола, за исключением:
(а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
(б) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным (если усыновляют оба супруга);
(в) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
(г) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
(д) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
(е) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации;
(ж) лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
Важно отметить, что данное требование не распространяется на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка. В остальных случаях только суд вправе отступить от требований данного пункта при вынесении решения об усыновлении ребенка - с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.
(з) лиц, не имеющих постоянного места жительства;
(и) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
(к) лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
(л) лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;
Важно отметить, что данное требование не распространяется на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка. В остальных случаях только суд вправе отступить от требований данного пункта при вынесении решения об усыновлении - и с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.
(м) лиц, не прошедших психолого-педагогической и правовой подготовки согласно п. 4 ст. 127 Семейного кодекса РФ. Такая подготовка осуществляется по программе и в порядке, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
Важно отметить, что данное требование не распространяется на близких родственников ребенка и на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка, а также на кандидатов, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено.
Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее 16 лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. Обратите внимание, что в отношении супружеской пары это ограничение не действует.
Согласно п. 6 Правил передачи детей на усыновления (удочерение), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 275, кандидаты в усыновители должны представить следующие документы:
1. краткую автобиографию;
2. справку с места работы с указанием должности и заработной платы либо копию декларации о доходах;
3. копию финансового лицевого счета и выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или свидетельство о праве собственности на жилое помещение;
4. справку органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
5. медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Минздравом РФ;
6. копию свидетельства о браке (если кандидат состоит в браке);
7. копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего усыновить ребенка, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса РФ (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено). Форма свидетельства утверждается Министерством образования и науки РФ;
8. справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам (выдается Роспотребназдором РФ по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе).
Согласие супруга усыновителя формально требуется лишь на судебном этапе усыновления, но на практике органы опеки просят его предоставить уже при подаче документов на получение заключения о возможности быть усыновителем.
Обратите внимание, что между списком документов, подаваемых на получение заключения о возможности быть усыновителем, и списком документов, подаваемых на получение заключения о возможности быть опекуном, есть одно небольшое различие: кандидаты в опекуны обязаны предоставить дополнительно письменное согласие совершеннолетних членов семьи опекуна с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином;
Все вышеперечисленные документы, а также заявления о выдаче заключения о возможности быть усыновителем кандидат подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства. Их функции могут выполнять либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, либо органы местного самоуправления муниципальных образований (п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 1 ст. 6 Федерального закона РФ "Об опеке и попечительстве"). Полный перечень органов опеки и попечительства в различных регионах РФ вы найдете на сайте интернет-проекта Минобразования РФ.
Внимание! Для обращение в орган опеки за заключением не требуется никаких предварительных запросов, разрешений или иных документов! Любые подобные требования органа опеки по месту вашего жительства незаконны. Если специалист органов опеки отказывается принять документы по причинам, которые вам не объясняет или которые, по вашему мнению, незаконны, подайте документы и заявление через канцелярию или заказным письмом (подробнее о технической стороне подачи документов см. ответ на вопрос "Специалист органа опеки отказывается принимать документы..." в списке вопросов в этом подразделе).
В течение 7 календарных дней после подачи документов орган опеки и попечительства обследует жилищно-бытовые условия кандидата, составляет акт обследования жилищно-бытовых условий кандидата и - не позднее, чем через 5 рабочих дней после обследования - выдает заключение о возможности быть усыновителем, которое действует в течение 2 лет. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок с подписания отрицательно заключения. Одновременно заявителю должны быть возвращены все документы и разъяснен порядок обжалования решения (пп. 8 и 9 Правил передачи детей на усыновление, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 275).
В том случае, если кандидат предоставил все документы, кроме копии финансового лицевого счета и выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или свидетельство о праве собственности на жилое помещение и\или справки ОВД об отсутствии судимости, то согласно пп. 6(1) и 8 Правил передачи детей на усыновление срок подготовки заключения может затянуться еще на 30 дней - это тот срок, который предоставлен органам опеки и попечительства для запроса этих недостающих документов в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия. Для направления запросов о предоставлении этих документов кандидат должен предоставить в орган опеки и попечительства письменное согласие гражданина на обработку его персональных данных (п. 23.2 Административного регламента, утв. Приказом МВД РФ № 1121).
- опекуны или приемные родители
Cогласно ст. 35 ГК РФ, ст. 146 Семейного Кодекса РФ и ст. 153 Семейного Кодекса РФ опекунами\приемными родителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица, за исключением:
• лиц, лишенных родительских прав;
• лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
• лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
• лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного Кодекса РФ (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).
Правительством РФ установлен закрытый перечень документов, предоставляемых кандидатами в опекуны или приемные родители. В частности, кандидаты представляют в орган опеки и попечительства по месту жительства паспорт, а также следующие документы (пп. 4-6 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями или принять детей в семью на иных основаниях, утв. Постановлением Правительства РФ № 423, - далее "Правила подбора кандидатов в опекуны"):
а) заявление с просьбой о назначении его опекуном\приемным родителем;
б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда РФ или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение);
в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;
г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном\приемным родителем, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан; в случае если этот документ не был представлен гражданином самостоятельно, он запрашивается органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия. Для направления запросов о предоставлении этих документов кандидат должен предоставить в орган опеки и попечительства письменное согласие гражданина на обработку его персональных данных (п. 23.2 Административного регламента, утв. Приказом МВД РФ № 1121).
д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном\приемным родителем, выданное в порядке, устанавливаемом Минздравсоцразвития РФ;
е) копия свидетельства о браке (если кандидат состоит в браке);
ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном\приемным родителем, на прием ребенка (детей) в семью;
з) справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются органами Роспотребнадзора по запросу органа опеки на безвозмездной основе);
и) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном\приемным родителем;
к) автобиография.
Документы, предусмотренные подпунктами "б" - "г" и "з" (т.е. справка с места работы, выписка из домовой книги, справка об отсутствии судимости и справка о соответствии жилья кандидата сантехническим нормам) принимаются органом опеки в течение одного года со дня их выдачи, а медзаключение по подпункту "д" - в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Перед подачей любых оригиналов документов в органы опеки (особенно если их непросто получить) желательно снять с них копии, а в идеальном варианте - еще и нотариально заверить.
► Важно отметить, что список документов, подаваемых на получение заключения о возможности быть усыновителем, и список документов, подаваемых на получение заключения о возможности быть опекуном (или приемным родителем), различаются в том смысле, что кандидаты в опекуны\приемные родители обязаны предоставить дополнительно согласие совершеннолетних членов семьи на прием ребенка согласно подпункту "ж" выше.
Все документы кандидат подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства. С 2008 года функции органов опеки и попечительства выполняют либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, либо органы местного самоуправления муниципальных образований (п. 1 ст. 34 ГК РФ и п.1 ст. 6 Федерального закона РФ "Об опеке и попечительстве"). Полный перечень органов опеки и попечительства в различных регионах РФ вы найдете на сайте интернет-проекта Минобразования РФ.
Процедура общения кандидата в опекуны с органами опеки детально прописана в Правилах подбора кандидатов в опекуны, принятых во исполнение нового Федерального закона РФ "Об опеке и попечительстве" 2008 года. В частности, в пп. 8 и 9 этих Правил устанавливается, что в течение 15 дней со дня представления документов, перечисленных выше, и на основании акта обследования жилья кандидата орган опеки и попечительства либо выдает заключение о возможности гражданина быть опекуном\приемным родителем, либо принимает решение о невозможности гражданина быть опекуном\приемным родителем с указанием причин отказа. Заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном\приемным родителем направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.
(Интересно отметить, что орган опеки несет ответственность за вред, причиненный личности или имуществу подопечного вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения им обязанности по назначению опекуна (п. 8 ст. 11 ФЗ РФ "Об опеке и попечительстве"). Под вредом в данном случае следует понимать и физические или нравственные страдания ребенка. На практике, конечно, компенсация подобного вреда проблематична, но вот напоминание сотруднику опеки о таком положении закона может помочь ускорить дело. Возмещение вреда, причиненного проволочками самому кандидату в опекуны, в законодательством не предусмотрено).
Обследование условий жизни кандидата производится в течение 7 дней со дня представления документов, предусмотренных Правилам, а сам акт обследования условий жизни кандидата оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни кандидата. Акт обследования оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется кандидату в течение 3 дней со дня утверждения акта, а второй хранится в органе опеки и попечительства.
Согласно п. 11 Правил подбора кандидатов в опекуны заключение о возможности гражданина быть опекуном\приемным родителем действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения кандидата не только в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, но и в любой другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Кстати, согласно п 4. ст. 6 Федерального закона РФ "Об опеке и попечительстве" органы опеки могут передавать полномочия по подбору и подготовке кандидатов иным образовательным, медицинским, социальным или общественным организациям. Порядок работы этих организаций подробно описан в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 423 в 2009 году. В частности:
• подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются организациями в соответствии с Правилами подбора, учета и подготовки граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 423 (п. 7),
• заявление кандидата и иные документы, а также акт обследования условий жизни кандидата передаются организацией в течение 7 дней со дня представления указанных документов в орган опеки для принятия решения о назначении опекуна либо об отказе в назначении опекуна (п. 7),
• подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется организациями на безвозмездной основе (п. 8).
- на "гостевой режим"
Согласно п. 9 Правил временной передачи детей (Постановление Правительства РФ № 432) временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории РФ, за исключением:
а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
б) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;
в) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
г) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
д) лиц, имеющих на момент временной передачи в их семью ребенка (детей) судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
е) лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;
ж) лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации.
В соответствии с пп. 10-11 Правил временной передачи детей (Постановление Правительства РФ № 432), чтобы получить заключение о возможности временной передачи ему ребенка, кандидат представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление по форме, утверждаемой Минобразнауки РФ, и следующие документы:
а) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);
б) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
в) выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи;
г) справка лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина инфекционных заболевания в открытой форме или психических заболеваний, наркомании, токсикомании, алкоголизма (вкратце, справка из психоневрологического и тубдиспансера), либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем), выданное лечебно-профилактическим учреждением.
Кроме перечисленных документов, кандидат вправе (но не обязан) представить иные документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители.
Все перечисленные документы кандидат подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства. С 2008 года функции органов опеки и попечительства выполняют либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, либо органы местного самоуправления муниципальных образований (п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 1. ст. 6 Федерального закона РФ "Об опеке и попечительстве"). Полный перечень органов опеки и попечительства в различных регионах РФ вы найдете на сайте интернет-проекта Минобразования РФ.
Согласно п. 12 Правил временной передачи детей орган опеки в течение 15 дней с даты получения от гражданина заявления:
• проводит проверку представленных вместе с заявлением документов
• обследует условий жизни гражданина и его семьи,
• оформляет акт обследования условий жизни гражданина, и, наконец,
• выдает заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина либо письменный отказ в его выдаче с указанием причин отказа.
Обратите внимание: даже если жилое помещение по месту жительства кандидата не является благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта либо пребывание ребенка в указанном жилом помещении создает угрозу его здоровью, физическому и нравственному развитию, орган опеки вправе оформить заключение о возможности временной передачи ребенка без пребывания в указанном жилом помещении. При этом кандидат может:
• брать ребенка в дневные часы в соответствии с распорядком дня;
• выехать с ребенком на отдых\оздоровление с размещением на территории объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, лечебно-оздоровительного и иного назначения с предъявлением туристической путевки в организацию для детей-сирот;
• пребывать с ребенком в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина.
Заключение о возможности временной передачи ребенка действительно в течение одного года с даты его подписания (п. 12 Правил временной передачи детей).
Шаг 3
Получив «паспорт», найти "своего" ребенка.
Кого можно усыновить?
Усыновлению (удочерению) подлежит несовершеннолетний ребенок, родители которого:
• умерли;
• неизвестны (усыновление найденного или подкинутого ребенка возможно при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел),
• оставили его в родильном доме - при наличии соответствующего акта, составленного администрацией этого учреждения);
• признаны судом безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
• признаны судом недееспособными;
• лишены судом родительских прав;
• дали в установленном порядке согласие на усыновление;
При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) - согласие органа опеки и попечительства (п.1 ст. 129 СК РФ).
• по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
Наблюдается тенденция получать либо согласие биородителей на усыновление, либо лишать биородителей прав, что откладывает усыновление как минимум на полгода. Однако, закон предоставляет значительно больше оснований для усыновления ребенка, чем эти два. Каждое из перечисленных выше оснований является самостоятельным и констатируется непосредственно в суде по усыновлению, кроме лишения родительских прав, которое должно быть утверждено судом по месту нахождения биородителей не менее чем за 6 месяцев до усыновления.
Более подробно см. ст. 124 Семейного кодекса РФ и п. 2 Правил передачи детей на усыновление, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 275
Внимание! Иногда дети долгое время остаются в лечебных учреждениях, куда были направлены для первичного осмотра сразу после изъятия из биосемьи или с улицы, или где были оставлены биоматерью. Такое положение дел говорит о плохой работе органов опеки по месту нахождения больницы, а не реальных проблемах со статусом детей на семейное устройство. Наличие заинтересованного кандидата помогает с успехом добиваться передачи «больничных» сирот в семью, включая на усыновление, поэтому непременно проконсультируйтесь с независимым юристом, прежде чем делать какие-то выводы о статусе проживающих в больнице сирот
Кого можно принять под опеку?
Cогласно п.1 ст. 121 и ст. 145 Семейного кодекса РФ под опеку (попечительство) можно принять любого ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, а именно в случае:
• смерти родителей,
• лишения их родительских прав,
• ограничения их в родительских правах,
• признания родителей недееспособными,
• болезни родителей,
• длительного отсутствия родителей,
• уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений,
• при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.
Этот перечень не случайно сформулирован так широко: опека не прерывает отношений ребенка с биосемьей, поэтому фактически каждый лишенный родительского попечения сирота может быть передан на воспитание в семью опекуна.
Как устроена российская система подбора и поиска детей-сирот для устройства в семью?
Если кратко, то система работает так: в течение первого месяца с момента выявления на территории своего района или города ребенка, оставшегося без попечения родителей, орган опеки обязан поставить ребенка на учет как лишенного родительского попечения, завести личное дело и предпринимать усилия по устройству его в семью. В деле ребенка подробно указываются все данные ребенка, его биородителей и других известных родственников, прикладывается фотография, результаты медосмотра.
Если в течение месяца ребенок не устроен в семью силами органов опеки, то орган опеки обязан передать составленную на основе личного дела ребенка анкету в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который чаще всего находится в ведении окружного комитета (департамента) образования, или же подчиняется органам социальной защиты при администрации региона. За передачу кандидатам информации, находящейся в региональном банке данных, отвечает региональный оператор, при этом личное дело ребенка продолжает храниться в органе опеки по месту нахождения ребенка.
Если в течение месяца через региональный банк данных подобрать ребёнку не удалось, то его анкета передаётся (а по сути – дублируется) на самый высокий уровень – Федеральному оператору банка данных при Минобразования РФ, база данных которого находится на www.usinovite.ru.
Есть несколько документов, регулирующих работу этой системы, из которых Федеральный закон РФ № 44 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 217, непосредственно касаются взаимоотношений кандидатов и оператора банка данных.
Все формы заявлений и анкет, используемых банком данных, содержаться в Приложениях к Административному регламенту, утв. Приказом Минобраза РФ № 347.
► Обратите внимание: согласно п. 10 Правил передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства № 275, а также п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", даже если сведения о ребенке были переданы в региональный банк данных, орган опеки по месту нахождения ребенка обязан продолжать предпринимать все усилия для подыскания ребенку семьи и предоставлять кандидатам сведения о нем и направления на посещения.
Что начать поиск ребенка, кандидат предъявляет соответствующему региональному оператору паспорт и представляет (п. 14 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 217):
а) заявление о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;
б) заполненную анкету гражданина-кандидата;
в) заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Усыновлению (удочерению) подлежит несовершеннолетний ребенок, родители которого:
• умерли;
• неизвестны (усыновление найденного или подкинутого ребенка возможно при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел),
• оставили его в родильном доме - при наличии соответствующего акта, составленного администрацией этого учреждения);
• признаны судом безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
• признаны судом недееспособными;
• лишены судом родительских прав;
• дали в установленном порядке согласие на усыновление;
При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) - согласие органа опеки и попечительства (п.1 ст. 129 СК РФ).
• по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
Наблюдается тенденция получать либо согласие биородителей на усыновление, либо лишать биородителей прав, что откладывает усыновление как минимум на полгода. Однако, закон предоставляет значительно больше оснований для усыновления ребенка, чем эти два. Каждое из перечисленных выше оснований является самостоятельным и констатируется непосредственно в суде по усыновлению, кроме лишения родительских прав, которое должно быть утверждено судом по месту нахождения биородителей не менее чем за 6 месяцев до усыновления.
Более подробно см. ст. 124 Семейного кодекса РФ и п. 2 Правил передачи детей на усыновление, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 275
Внимание! Иногда дети долгое время остаются в лечебных учреждениях, куда были направлены для первичного осмотра сразу после изъятия из биосемьи или с улицы, или где были оставлены биоматерью. Такое положение дел говорит о плохой работе органов опеки по месту нахождения больницы, а не реальных проблемах со статусом детей на семейное устройство. Наличие заинтересованного кандидата помогает с успехом добиваться передачи «больничных» сирот в семью, включая на усыновление, поэтому непременно проконсультируйтесь с независимым юристом, прежде чем делать какие-то выводы о статусе проживающих в больнице сирот
Кого можно принять под опеку?
Cогласно п.1 ст. 121 и ст. 145 Семейного кодекса РФ под опеку (попечительство) можно принять любого ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, а именно в случае:
• смерти родителей,
• лишения их родительских прав,
• ограничения их в родительских правах,
• признания родителей недееспособными,
• болезни родителей,
• длительного отсутствия родителей,
• уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений,
• при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.
Этот перечень не случайно сформулирован так широко: опека не прерывает отношений ребенка с биосемьей, поэтому фактически каждый лишенный родительского попечения сирота может быть передан на воспитание в семью опекуна.
Как устроена российская система подбора и поиска детей-сирот для устройства в семью?
Если кратко, то система работает так: в течение первого месяца с момента выявления на территории своего района или города ребенка, оставшегося без попечения родителей, орган опеки обязан поставить ребенка на учет как лишенного родительского попечения, завести личное дело и предпринимать усилия по устройству его в семью. В деле ребенка подробно указываются все данные ребенка, его биородителей и других известных родственников, прикладывается фотография, результаты медосмотра.
Если в течение месяца ребенок не устроен в семью силами органов опеки, то орган опеки обязан передать составленную на основе личного дела ребенка анкету в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который чаще всего находится в ведении окружного комитета (департамента) образования, или же подчиняется органам социальной защиты при администрации региона. За передачу кандидатам информации, находящейся в региональном банке данных, отвечает региональный оператор, при этом личное дело ребенка продолжает храниться в органе опеки по месту нахождения ребенка.
Если в течение месяца через региональный банк данных подобрать ребёнку не удалось, то его анкета передаётся (а по сути – дублируется) на самый высокий уровень – Федеральному оператору банка данных при Минобразования РФ, база данных которого находится на www.usinovite.ru.
Есть несколько документов, регулирующих работу этой системы, из которых Федеральный закон РФ № 44 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 217, непосредственно касаются взаимоотношений кандидатов и оператора банка данных.
Все формы заявлений и анкет, используемых банком данных, содержаться в Приложениях к Административному регламенту, утв. Приказом Минобраза РФ № 347.
► Обратите внимание: согласно п. 10 Правил передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства № 275, а также п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", даже если сведения о ребенке были переданы в региональный банк данных, орган опеки по месту нахождения ребенка обязан продолжать предпринимать все усилия для подыскания ребенку семьи и предоставлять кандидатам сведения о нем и направления на посещения.
Что начать поиск ребенка, кандидат предъявляет соответствующему региональному оператору паспорт и представляет (п. 14 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 217):
а) заявление о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;
б) заполненную анкету гражданина-кандидата;
в) заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Шаг 4
Выбрав ребенка, оформить отношения в зависимости от формы семейного устройства ребенка, т.е. или через суд (усыновление) или через органы опеки и попечительства (опека или приемная семья).
• Усыновление - обращаемся в суд...
• Опека - получаем решение органа опеки...
• Приемная семья - заключаем договор...
• Гостевой режим - обращаемся в администрацию детского дома...
Меню сайта
Категории раздела
Новости школы [110] |
Новости сайта [2] |
Новости о школе в СМИ [3] |
Новости службы [56] Новости службы по устройству детей в семью |
Новости службы медиации [9] Новости службы школьной медиации |
Календарь
« Октябрь 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
Архив записей